Сегодня, 17 октября, екатеринбургскому троллейбусу исполняется 80 лет!
В тяжелейших условиях в разгар Великой Отечественной войны была выстроена первая троллейбусная линия от пожарной части на пересечении улиц Фрунзе – Белинского до плотины Нижнеисетского пруда, которая была необходима для доставки рабочих на эвакуированный завод химического машиностроения.
17 октября 1943 года состоялось торжественное открытие первой троллейбусной линии, связавшей город с Уктусом и Нижнеисетском.
О том, как это было, мы знаем, благодаря газете "Уральский рабочий", которая сообщала: «На площадке улицы Фрунзе остановились шесть свежеокрашенных троллейбусов. На убранную зеленью трибуну поднялся председатель Свердловского горсовета тов. Головин.
– Год назад, – сказал он, – по указанию товарища Сталина в нашем городе началась строительство троллейбусной линии. Приходилось преодолевать много трудностей военного времени, но свердловские большевики, партийные и непартийные, выполнили задание вождя. От имени городской комиссии по опробованию 1-й очереди заявляю: первая линия троллейбусов готова к эксплуатации!
Тов. Головин перерезал красную ленточку старта. Под звуки оркестра от нового павильона для ожидания пассажиров двинулась в путь первая машина. Вслед за ней, соблюдая интервал, – остальные пять. Пассажиры передовых машин – строители линии. Много трудов положено уралэлектростроевцами. В морозные, ветреные дни
они подвешивали провода, стараясь скорее закончить строительство, сделать крепче, лучше. Значительная часть дорожных работ, ям для установки столбов, опор сделаны руками трудящихся города. Прибывшие троллейбусы горячо встречали жители Нижне-Исетска».
Троллейбусы в тот день вели водители исключительно женщины, которые незадолго до этого дня прошли обучение на курсах водителей в Москве.
Первые троллейбусы марки ЯТБ-4 были эвакуированы из Москвы сначала в Куйбышев, а оттуда попали к нам. Сначала прибыло 10, а потом еще 15 машин.
История сохранила имена первостроителей. Установкой контактной сети руководил инженер Такиулла Абдул Ханнанович Алиев. Сегодня его именем названа улица и одна из остановок на первом маршруте (ныне №31).
Возводили объекты троллейбусного хозяйства Облстройтрест и подчиненный ему Горстрой. Энергетические объекты строили специалисты «Уралсетьстроя» и первого монтажного управления треста «Уралэлектромонтаж». Строительство тяговой подстанции на Уктусе возглавлял начальник Энергохозяйства СГЖД Борис Семенович Зубрицкий. От городских властей непосредственно опекал строительство председатель горисполкома В.П.Головин, от Свердловской городской железной дороги (тогда так называлось трамвайное предприятие) - начальник СГЖД Михаил Иванович Кирильцев.
Из рук строителей перенял троллейбусное хозяйство первый директор троллейбусного депо Александр Николаевич Федоров — руководил с 03.09.1943 по 20.09.1956 годы.
Источники фото: сайты gaso-ural.ru, transphoto.org, 1723.ru, сообщество в ВКонтакте Управление архивами Свердловской области, архив газеты, Музей истории Трамвайно-троллейбусного управления, книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 г.), «Электротранспорт Екатеринбурга 90 лет» (2019 г.).