«Спектром» – мы трамвай назвали

29.06.2020

Сегодня, 29 июня, исполняется ровно 20 лет с момента подписания Акта приемки трамвайного вагона «Спектр» Межведомственной комиссией Минтранса РФ. Иными словами, 29 июня – день рождения трамвая «Спектр», который начали производить в Екатеринбурге. Правда, ныне вагоны, создающиеся на АО «Уралтрансмаш», уже не носят это название. Тем не менее, именно «Спектр» положил начало трамваестроению в нашем городе.

«Спектр» не просто название трамвая, а аббревиатура, которая расшифровывается как «Совместное производство екатеринбургских трамваев». Определяющую роль в организации производства трамвая сыграло Екатеринбургское Трамвайно-троллейбусное управление, генеральным директором которого в те годы был Геннадий Степанович Сергеев.
Чтобы понять, как и почему именно руководство ЕТТУ поставило вопрос о создании собственного трамвая в Екатеринбурге, перенесемся в 90-е. Экономические реформы постперестроечного периода, распад СССР негативно сказались на работе предприятий горэлектротранспорта. Из-за скудного финансирования стало невозможно приобретать запчасти. Поскольку парк ЕТТУ состоял из вагонов «Tatra», управлению требовались чешские запчасти. Но об их поставке из-за границы, а тем более об обновлении трамвайного парка не приходилось и мечтать.
Инженерная служба ЕТТУ стала искать пути выхода из патовой ситуации. Рассказывает Валентин Николаевич Прокофьев, главный инженер предприятия с 1989 по 2005 годы: «Мы ясно понимали, что максимум год сможем проехать на старых запасах. Но каждый день вставал вопрос обеспечения планового выпуска трамваев на линию. А выпуск для нас – закон. Редукторов нет, бандажей нет, колесных пар нет, эластичных вкладок нет. Где взять запчасти? Этот вопрос был темой №1 на еженедельных совещаниях технического совета предприятия. Частично производство запасных частей удалось наладить своими силами в цехах депо. Но для целого перечня наименований пришлось искать производителей. Обращались на предприятия, заводы города, области и страны. Нам, вроде, и не отказывались помочь, но когда узнавали объемы – 10, 20 или 100 штук, то это мало кого устраивало. Где уговорами, где как удавалось решать вопрос с разовыми заказами на изготовление запчастей. Но вставала задача на перспективу: что дальше?»

И именно тогда в умах руководства ЕТТУ родилась смелая идея – создать собственный трамвай. Ведь в условиях непрерывного производства трамвая будут совсем иные объемы, заказы начнут поступать регулярно, а значит, предприятия увидят в этом выгоду. Геннадию Степановичу Сергееву удалось донести важность и перспективность этой идеи до Главы города Аркадия Михайловича Чернецкого и губернатора области Эдуарда Эргартовича Росселя. И они согласились. Понятно, что без моральной и финансовой поддержки властей лед бы не тронулся. Появилась региональная экономическая программа «Совместное производство екатеринбургских трамваев».
Важно добавить, что в финансировании проектирования первого трамвая приняли участие предприятия ГЭТ ряда других городов: Самара, Барнаул, Нижний Новгород, Ульяновск, Тверь, Ижевск, Волгоград, которые столкнулись с такими же проблемами, что и Екатеринбург.
В конце 1993 года при ЕТТУ создается новая структура – техническая дирекция «Спектр», которую возглавил приглашенный из «Уралгипротяжмаша» заместитель главного инженера, в прошлом – главный инженер проекта ГИП Борис Георгиевич Ерыкалов.
Вот, что он рассказывал на страницах книги «История трамвая и троллейбуса» (1999 год, авторы В.Ф. Башмачникова, Л.М. Сонин) в главе, посвященной созданию «Спектра»: «В 1989, а затем 1991 и 1993 годах, опираясь на поддержку немногочисленных в то время единомышленников, генеральный директор ЕТТУ Геннадий Степанович Сергеев высказывает идею создания нового отечественного трамвайного вагона своими силами. Формулировалась задача до дерзости просто: раз нет и не предвидится источника пополнения стареющего парка трамвайных вагонов, значит, необходимо их делать самим. Для этого достаточно суметь привлечь заинтересованные и компетентные фирмы (а они у нас есть), разработать конструкторскую и технологическую документацию, создать опытный образец и организовать серийный выпуск. Чтобы держать процесс под контролем, надо иметь в ТТУ техническую дирекцию из 3 – 4 специалистов – организаторов проектирования».
(Кстати, утверждают, что именно он, Борис Григорьевич Ерыкалов – человек, безусловно, творческий – придумал трамваю название «Спектр».)
Концепция «Спектра», принятая с самого начала была направлена на создание современного и перспективного вагона с надежным, экономичным, не требующим повседневного ухода электрооборудованием, с применением самой передовой электронной и микропроцессорной технологии управления и диагностики.
За создание конструкторских чертежей первой модели трамвая «Спектр-1» взялся Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (г. Миасс), где был организован специальный отдел во главе с главным конструктором вагона В.Д. Васильевым. Производство электрооборудования и оборудования тягового электропривода было организовано на ФГУП «Вектор», производство тягового двигателя – на Баранчинском электромеханическом заводе.
Ведущую роль головного производителя трамвайных вагонов взяло на себя производственное объединение «Уралтрансмаш». (К слову, на начальных этапах рассматривались другие площадки, в частности, Свердловский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, а также Верхне-Пышминский завод сварных машиностроительных конструкций, на базе которых проводили КВР вагонов Т-3.) Четыре года ушло на создание «Спектра-1» модели 71-401.
В 1997 году первенец был доставлен для испытаний в Западное трамвайное депо. Это депо – самое современное и технически оснащенное в ТТУ. Больше года потребовалось на то, чтобы заставить вагон ходить. 7 мая 1999 года даже состоялась демонстрационная поездка по городу с А.М. Чернецким, но все же этот вагон был тем самым «первым блином». Важно добавить, что ощутимую помощь разработчикам первого вагона оказывал заместитель директора Западного депо по ремонту С.Г. Куренный. Все выявленные замечания были учтены при создании второго вагона.

Для второго опытного вагона свой образец тягового электропривода создали инженеры ЗАО АСК («Автоматизированные системы и комплексы»). Опять же не обошлось без участия ЕТТУ. Рассказывает главный инженер Западного трамвайного депо Александр Болеславович Гнетецкий: «Во вспомогательном корпусе нашего депо силами специалистов экспериментального участка и цеха планового ремонта был собран стенд, имитирующий работу тележки трамвайного вагона, на котором специалисты ЗАО «АСК» обкатывали идею управления асинхронным приводом для трамвая. Поскольку у них уже был определенный опыт в данной области, то работа над этим алгоритмом продолжалась всего около полугода. По схеме «АСК» тяговый привод для опытного трамвая изготовило НПО «Вектор». И, в конце концов, реально действующий электропривод был установлен на вагон «Спектр» модели 71-402». И вот уже этот вагон после различных испытаний и доводки до ума в Западном депо, прошел строгую экзаменовку.
Полный цикл ходовых, тягово-энергетических и прочностных испытаний провели Государственный НИИ вагоностроения (г. Москва), НИИ горэлектротранспорта (г. Москва), КБ специального машиностроения (г. Санкт-Петербург), научный автотранспортный институт (г. Москва), Научное объединение «Тверской институт вагоностроения» и другие.
Назначенная Минтрансом России государственная межведомственная комиссия (МВК), рассмотрев материалы испытаний и на месте ознакомившись с производством, 29 июня 2000 года подписала Акт приемки трамвайного вагона «Спектр» и таким образом дала ему путевку в жизнь. Заметим, что вагон 002 изначально предназначался для испытаний и не должен был возить пассажиров, но все же работал на линии наравне с вновь прибывающими с «Уралтрансмаша» новичками. И только в 2018 году ушел на «пенсию», так как программное обеспечение устарело, а комплектующие для ремонта тягового привода сняты с производства. Тем не менее, вагон 18 лет перевозил пассажиров. 

Несмотря на все финансовые, творческие и организационные трудности, участникам программы «СПЕКТР» удалось сделать главное: была создана базовая модель нового современного российского трамвайного вагона, подготовлены мощности и кадры для его серийного производства. Екатеринбургский трамвай – детище огромного коллектива талантливых и трудолюбивых людей – рабочих, водителей, механиков, испытателей, конструкторов, технологов, специалистов разного профиля, руководителей и организаторов производства.
Кстати 
У генерального директора ЕМУП «Гортранс» Сергея Николаевича Нугаева есть идея установить трамвай «Спектр» в качестве экспоната на открытой музейной площадке.

Текст подготовила Ирина КОСАЧЕНКО
Фото: Игорь ИВАНОВ и из фонда Музея истории ГЭТ

 

«Во славу и пользу родного города»
За разработку конструкции трамвайного вагона «Спектр» и создание условий для его серийного производства на ФГУП «Уралтрансмаш» Дипломом Лауреата премии имени В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина награжден авторский коллектив (по алфавиту): А.И. Булдаков – главный технолог ФГУП «Уралтрансмаш», А.И. Гейзер – конструктор ФГУП «Уралтрансмаш», Б.Г. Ерыкалов – руководитель ТД «Спектр» МУП «ЕТТУ», В.К. Кривовяз – главный инженер ЗАО «Автоматизированные системы и комплексы», В.Н. Прокофьев – главный инженер МУП «ЕТТУ», Г.С. Сергеев – генеральный директор МУП «ЕТТУ».
Диплом был подписан Главой Екатеринбурга А.М. Чернецким 17 ноября 2000 года.

Цифры
За 20 лет «Уралтрансмашем» разработано и внедрено в серийное производство более 10 моделей и модификаций вагонов. Трамваи этого производителя можно встретить не только в Екатеринбурге, где на сегодняшний день «прописались» 68 вагонов, но также и в Самаре, Казани, Краснодаре, Туле, Коломне, Новочеркасске, Таганроге, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле и других городах. Модельный ряд постоянно обновляется. В частности, весной нынешнего года был презентован в Крыму трамвай модели 71-411, изготовленный под узкую колею. В настоящее время в Западном трамвайном депо проходит испытания полностью низкопольный трамвай модели 71-418.

 


Трамвай «Спектр» модели 71-402.
Именно с этого вагона началось уверенное трамваестроение в Екатеринбурге. У генерального директора ЕМУП «Гортранс» Сергея Николаевича Нугаева есть идея установить трамвай «Спектр» в качестве экспоната на открытой музейной площадке.

 


Акт приемки трамвайного вагона «Спектр-1» модели 71-402, подписанный 29 июня 2000 года комиссией, созданной по распоряжению Министерства транспорта РФ.

 


Г.С. Сергеев
Биография Г.С. Сергеева

Геннадий Степанович Сергеев возглавил Свердловское трамвайно-троллейбусное управление в 1985 году. Опытный производственник, имеющую весомый авторитет в городе, он пришёл в коллектив в тяжёлое время – накануне перестройки. Своими делами, стратегически верными решениями Геннадию Степановичу удалось добиться главного – надежной и стабильной работы предприятия.
В период его руководства сделано немало: строительство и пуск в эксплуатацию нового Западного депо; строительство мехмастерских для службы пути; строительство двух ремонтных цехов в Орджоникидзевском и Северном депо. Один из самых весомых шагов – организация производства трамвая в Екатеринбурге.
Геннадий Степанович руководил предприятием до 2004 года. В числе наград: медаль «Ветеран труда», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, нагрудный знак «100 лет Российскому трамваю». (Годы жизни 08.12.1938 – 21.04.2008)

 


В.Н. Прокофьев
Имя Валентина Николаевича Прокофьева вошло в энциклопедию «Инженеры Урала». Среди заслуг: «Один из инициаторов разработки нового вагона «Спектр» и организации его выпуска на предприятиях Екатеринбурга». Валентин Николаевич пришел в СТТУ в 1975 году. Был главным инженером ВРМ, начальником техотдела и главным инженером Южного депо, с 1989 по 2005 годы – главным инженером предприятия. В числе наград: медаль «Ветеран труда», нагрудный знак «Почетный работник ГЭТ».

 


(Коллективный снимок)
Этот снимок был сделан во время одной из пробных поездок по городу в 1998 году на конечной станции «ВИЗ». Слева направо: главный технолог ТД «Спектр» И.Б. Горизонтов, главный конструктор вагона В.Д. Васильев, начальник сектора КБ «Уралтрансмаш» Н.П. Батухтин, заместитель директора Западного депо С.Г. Куренный, директор ТД «Спектр» Б.Г. Ерыкалов, ведущие инженеры ГП «Вектор» К.П. Тагильцев и Р.Е. Глух, заместитель директора ТД «Спектр» Г.А. Студенок. 

 


Изготовление каркаса вагона «Спектр» на заводе «Уралтрансмаш», 2001 год

 

 

 

 

Яндекс.Метрика