20 фактов о екатеринбургском трамвае, о которых вы, возможно, не знали

06.11.2019

7 ноября 2019 года екатеринбургскому трамваю исполнится 90 лет. Трамвайное движение в Свердловске было торжественно открыто в день 12-й годовщины Октябрьской революции – 7 ноября 1929 года. Продолжаем серию публикаций, посвященных юбилейной дате.

1. Открытие трамвайного движения в Екатеринбурге могло бы произойти ещё позапрошлом веке: впервые вопрос о строительстве трамвая был поднят в городской Думе  в 1896 году, а в 1899 году даже были утверждены технические условия строительства трамвая.

2. Первое трамвайное депо было построено на Цыганской площади. Название свое она получила не случайно: раньше на этом месте останавливались цыганские таборы и был рынок лошадей, конной упряжи.

3. В Екатеринбурге никогда не было конки, как, например, в Санкт-Петербурге или Москве, а сразу были пущены трамваи на электротяге.

4. Первая трамвайная линия пролегала от ворот Первого трамвайного депо (Цыганской площади) до Железнодорожного вокзала по улицам 2-й загородной (ныне ул. Фрунзе), 8 Марта, Ленина, Толмачева, Свердлова. Протяженность первой линии была 13,4 км.

5. Первые трамваи серии "Х", которые попали в Свердловск, были построены на Мытищенском заводе (в наши дни он носит название "Метровагонмаш" и производит вагоны для столичного метрополитена). Первая крупная партия предназначалась для Харькова, и по первой букве этого города был назван весь тип моторных вагонов.

6. В 30-е годы по Свердловску курсировали так называемые плацкартные вагоны. Они были голубого цвета. В вагоне количество пассажиров соответствовало количеству мест, а цена билета в вагоне-экспрессе была дороже обычной в три раза.

7. В начале движения трамваев маршруты обозначались сигнальными фонарями. Это было особенно удобно в тёмное время суток, ведь цветные огни было видно издалека.

8. В 1931 году свердловский трамвай попал в объектив писателя Михаила Пришвина, когда он приехал в Свердловск, чтобы написать очерк по заданию журнала о строительстве Уралмашзавода. Очерк, правда, так и не вышел, а вот фотоснимки сохранились. На одном из них трамвай делает остановку на улице Свердлова.

9. В 1955 году в Свердловском трамвайно-троллейбусном управлении появились речные трамвайчики. В июне на озере Шарташ Трамвайно-троллейбусное управление открыло первую навигацию для отдыхающих. Катера «Варяг» и «Ермак» совершали рейсы по маршруту «Дом отдыха – пос. Пески (ресторан) – Изоплит». В 1959 году катера передали другому ведомству.

10. В годы Великой Отечественной войны несколько пассажирских вагонов переоборудовали под санитарные: в них перевозили раненых солдат от железнодорожного вокзала до госпиталей.

11. Трамвайное движение в Свердловске останавливалось лишь однажды – холодной зимой 1942 года на два дня.

12. Из блокадного Ленинграда в Свердловск в самый разгар войны было вывезено 60 вагонов. Там из почти 2000 единиц подвижного состава можно было использовать только малую часть. Ответственным за доставку был назначен начальник техотдела А.Н. Попов. С неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами, с помощью ленинградских рабочих удалось отгрузить столь нужные Свердловску трамваи.

13. Музеи старых трамваев есть в считанных городах страны, в том числе и в Екатеринбурге.  Открытая музейная площадка с ретровагонами появилась в столице Урала в 1998 году.

14. В Екатеринбурге 30 трамвайных маршрутов. Самый уникальный маршрут №11 «ВИЗ – Зеленый остров» с однопутной линией.

15. В Екатеринбурге три трамвайных депо. Названы по географическому принципу: Южное, Северное, Западное.

16. Общий инвентарный парк на сегодняшний день  456 вагонов. Основу трамвайного парка составляют чешские трамваи Т-3 и Т-3М, а также 68 вагонов производства "Уралтрансмаш".

17. В сентябре 2019 года водитель ЕМУП «Гортранс» Сергей Беляев стал победителем XVII Всероссийского конкурса водителей трамвая, который проходил в Казани. Сергей – первый екатеринбуржец, который удостоен звания "Лучший водитель трамвая в России".

18. На сегодняшний день общая протяженность трамвайных линий составляет 188,4 км.

19. Трамваи Екатеринбурга за 90 лет проехали свыше 1 765 068 000 километров.

20. За 90-летнюю историю екатеринбургским трамваем перевезено более 14,7 миллиардов пассажиров.

Яндекс.Метрика