Строительство первой линии

09.04.2019

7 ноября 2019 года екатеринбургскому трамваю исполнится 90 лет.
Серию публикаций, посвященных юбилейной дате, продолжает рассказ о строительстве первой трамвайной линии.

Строительство первой трамвайной линии в Свердловске стартовало в начале 1929 года. В соответствии с проектом, первая линия «Железнодорожный вокзал – Цыганская площадь» проходила по улицам Свердлова, Набережная Труда, Толмачева, Ленина, 8 Марта и 2-й Загородной (ныне ул. Фрунзе).

Газета «Уральский рабочий» от 3 февраля 1929 года в заметке под заголовком «Работы по постройке трамвая начаты» сообщала: «Городским отделом коммунального хозяйства приобретено и заказано материалов для постройки линии трамвая на сумму 1 560 000 рублей. Развозка строительных материалов на места работ уже началась.

Вместо предполагавшихся ранее 10 вагонов заказано сейчас 19 вагонов. Первые 10 вагонов будут получены осенью этого года, остальные 9 – в 1930 году». Добавим, что главным инженером строительства был назначен Николай Александрович Егоров (позже начальник Управления трамвая).

В конце мая газета информировала: «По ул. Свердлова проходят работы по рытью котлованов, устройству щебеночной постели, раскладке шпал и укладке рельс. Там же производится сварка рельс термитом. На постройке трамвайной линии работает около 200 человек рабочих. В начале июня количество рабочих будет доведено до 350 человек». Работы велись преимущественно вручную. Основные орудия туда – лопата и лом.

Однако вскоре строительство столкнулось с серьезными трудностями. Об этом читаем в очередном выпуске газеты «Уральский рабочий»: «Сейчас работы развернуты на двух участках: по ул. 8 Марта от Хлебной площади к площади 1905 года и по ул. Свердлова от Лузинской до вокзальной площади. На втором участке уже кончена укладка шпал и сварка рельс и началось мощение пути. На первом же, из-за большого уличного движения, приходится прокладывать сначала одну линию рельс и после ее окончания – вторую. Рабочей силой строительство линии почти обеспечено. Недостает 8 плотников, и была, но на днях миновала нужда в квалифицированных укладчиках. Правда, квалифицированность укладчиков приходится взять под сомнение. Их приходится переучивать, т. к. почти все они на трамвайных линиях не работали…»

Сварку рельс выполнял московский термитно-сталелитейный завод, и в его адрес звучала критика со страницы газеты. «Завод отвечает за качество работ, но относится к ним весьма пренебрежительно. Сначала он запоздал с поставками термита, сейчас запаздывает с доставкой круглых стяг. Из 4-х домкратов послал только один, и подъем приходится производить прадедовскими «вагами».

Для строительства трамвайного пути не хватало и других материалов: магнезита, огнеупорной глины, столбов. «Невьянский механический завод, например, должен изготовить часть столбов для линии, но администрация его не считает нужным даже отвечать на запросы трамбюро. Как идет работа, выполнит ли завод заказ неизвестно. Часть столбов изготовляет свердловский завод «Металлист», однако и здесь работа ведется медленно. Получено всего 20 столбов, а потребуется их более 300».

Как далее сообщалось в этой же статье, недостаток железа тормозил и строительство трамвайного парка, которое развернулось на Цыганской площади: «Здесь уже закончены земляные работы и кладка фундамента, идет заготовка опалубки и установка ее для железо-бетонных частей здания. Строительство механизировано: установлена бетономешалка, собирается гравиемойка, проложены подъездные пути, водопровод. Вспомогательные работы выполнены на 90 процентов, надо бы приступать к железобетонным, но нет железа… Из 28 тонн получено только 6 тонн железа».

Яндекс.Метрика