Троллейбусному движению в Екатеринбурге исполняется 71 год

16.10.2014

Первая троллейбусная линия протяженностью 9,9  километра была построена в Свердловске в самый разгар войны – в 1943 году.  Она протянулась от пожарной части на пересечении улиц Фрунзе – Белинского до плотины Нижнеисетского пруда.  Потребность в новом  виде транспорта была вызвана тем, что в 1942 году на окраине Свердловска заработал эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. Сразу же возник  вопрос доставки рабочих к цехам. По решению Государственного Комитета обороны строительство троллейбусной линии началось осенью 1942 года.

Открытие первой линии состоялось 17 октября 1943 года.

На сегодняшний день общая протяженность троллейбусных линий в городе Екатеринбурге составляет 168 километров. Ежедневно на 19 маршрутов выходит 193 троллейбуса. Инвентарный парк насчитывает 250 машин. 

В Октябрьском и Орджоникидзевском троллейбусных депо трудится в общей сложности более 1600 человек, в том числе 550 водителей и 450 кондукторов.

 

17 октября 1943 года открылось движение троллейбусов в Екатеринбурге

Троллейбус ЯТБ-4 на улице Белинского в Свердловске

 

Историческая справка

В Основных положениях по развитию коммунального транспорта в Свердловске за 1941 год планировалось постро­ить троллейбусную линию в качестве подсобного транспор­та, обслуживающего центральные районы города и разгружающего некоторые трамвайные линии. Причем в этом же документе приводились веские основания в пользу трол­лейбуса. Одно из них: «… троллейбус является более совершенным и культурным видом транспорта, чем автобус. Одно из его преимуществ — он не заражает воздуха отработанным газом и почти бесшумен, что очень важно при движении по центральным улицам города». Первые троллейбусные линии планировалось построить в 1945 году. Однако свои коррективы внесла война.

Осенью 1942 года, в разгар войны, на окраине Свердловска, в Нижнеисетске, заработал эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. Он выдавал важнейшую продукцию для нужд обороны. Расстояние до завода — де­сять километров. Транспорта — никакого. У людей не хватало сил дважды в сутки преодолевать такое расстояние, да еще по размокшей под осенними дождями дороге. А тут и зима была на носу. Проблема доставки работников на завод при­няла первостепенное значение.

Государственный Комитет Обороны принимает решение — в кратчайшие сроки построить в Свердловске транспортную артерию для подвоза людей на завод. Пуск первой очереди троллейбусной линии планировался на б ноября 1942 года.

Объемы работ определились просто огромные. Предсто­яло выкопать 6700 кубических метров земли, установить 739 столбов-опор для контактной сети, смонтировать и под­весить 42 километра контактного провода. А еще построить подстанцию, депо и мастерские для стоянки и ремонта троллейбусов. И все это — за два месяца.

С самого начала строительства дефицит материалов и рабочих рук показали невозможность быстрого осуществления грандиоз­ных планов. Не хватало оборудования,  запчастей, квалифицированных кадров. Часто город не мог выделить строительству даже лошадей. Задерживалось рытье ям под опоры. Острая нехватка рабочих заставила город­ские власти принять жесткое решение: ямы под опоры должны выкопать жители тех домов, перед которыми намечалось установить столбы.

Сроки пуска линии несколько раз отодвигались. Монтаж контактной сети начался зимой 1943 года. Рабочих не останавливали даже лютые морозы. Многие операции при монтаже надо было осуществлять только обнаженной рукой. Руки монтажников прочно прихватывались морозом к металлическим клеммам. С кровью пополам крепь держалась прочно. Эпопея создания первой троллейбусной линии является поистине ярким примером героического труда строителей.

На 17 октября 1943 года был назначен митинг по поводу официального ввода в эксплуатацию первой в городе троллейбусной линии «улица Фрунзе — Нижнеисетск». Газета «Уральский рабочий» писала:

«На площадке улицы Фрунзе остановилось шесть трол­лейбусов. Здесь состоялось торжественное открытие сверд­ловской троллейбусной линии, связавшей город с Уктусом и Нижнеисетском. На убранную зеленью трибуну поднялся пред­седатель исполкома Свердловского горсовета тов. Головин.

— Год назад, — сказал он, — по указанию товарища Сталина в нашем городе началось строительство троллейбусной линии. Пришлось преодолеть много трудностей военного времени... От имени городской комиссии по опробованию 1-й очереди заявляю: первая линия троллейбуса готова к эксплуатации.

Тов. Головин перерезал красную ленточку старта. Под зву­ки оркестра от первого павильона для ожидания пассажиров двинулась в путь первая машина. Вслед за ней, соблюдая ин­тервал, остальные пять. За рулем машин сидели водители — местные кадры, подготовленные за период строительства троллейбусной линии... Прибывшие троллейбусы горячо встречали жители Нижнеисетска».

Пер­вые троллейбусы в тот день вели А.Кубарькова, З.Истомина, В.Фролова, К.Елкина, А.Федорова, А.Глухова, О.Балакина, А.Сухова - они окончили в Москве курсы водителей троллейбусов.

Первые годы эксплуатации троллейбусной линии достав­ляли много хлопот. Неопытность водителей, которые стажи­ровались в Москве, булыжная мостовая. Ширина проезжей части местами доходила до четырех метров при норме десять с половиной. В начале эксплуатации линии неприятности доставлял так называемый Горбатый мост через реку Патрушиху в Уктусе. Дело в том, что его средняя часть была на метр выше по срав­нению с началом въезда и концом выезда. При таком резком перепаде габарита сходили штанги, обрывалась сеть. Был случай, когда на этом подъеме сошла штанга, водитель не успел затормозить, и машина пошла под уклон. Благо, штан­га зацепилась за сеть, и троллейбус остановился. Водитель попросила пассажиров толкнуть машину вперед. Без лишних слов те так и сделали.

Первые троллейбусы марки ЯТБ-4 были эвакуированы из Москвы сначала в Куйбышев, а оттуда попали к нам. Сначала прибыло 10, а потом еще 15. Выгляде­ли они неказисто: корпуса из деревянных брусьев, покрытых листовым железом. Вместимость — по 40 пассажиров. Поста­вили троллейбусы в трамвайном парке.

Практически все работы по эксплуатации троллейбусной линии и ремонту троллейбусов  выпали на долю женщин и подростков. Каково им при­ходилось, можно только представить. Они зачастую буквально на своих плечах вывозили троллейбусы на линию. Все работы по ремонту машин выполнялись вручную. Особенно трудоемкое дело — поменять 120-килограммовый баллон, снять ступицы.

Так был построен и начинал свой путь Свердловский трол­лейбус.

История сохранила имена многих его первостроителей .

От городских властей непосредственно опекал строитель­ство председатель горисполкома В.П.Головин. Ему стройка обязана организацией снабжения необходимым оборудова­нием, рабочей силой, транспортом.

Общее руководство строительством осуществлял начальник Свердловской городской железной дороги (тогда так называлось трамвайное предприятие) Михаил Иванович Кирильцев.

Возводили объекты троллейбусного хозяйства Облстройтрест и подчиненный ему Горстрой. Энергетические объекты строили специалисты «Уралсетьстроя» и первого монтажно­го управления треста «Уралэлектромонтаж». Строительство тяговой подстанции на Уктусе возглавлял Б.С.Зубрицкий. Установкой кон­тактной сети руководил инженер Такиула Абдул Ханнанович Алиев.  Сегодня одна из остановок на маршруте №1 названа его именем.

Из их рук принял троллейбусное хозяйство и линию пер­вый директор троллейбусного депо Александр Николаевич Федоров.

 

 

 

 
Яндекс.Метрика